АВТОВАЗ и ЛАДА с нами навсегда
Самым крупным российским производителем авто является ОАО «АВТОВАЗ», выпускающий свою продукцию под брендом ЛАДА. Несмотря на это завод находился в длительном кризисе. Продажи АВТОВАЗа поднимаются только в том случае, если на отечественном рынке начинает ощущаться дефицит популярных иномарок или происходит повышение пошлин на ввоз автомобилей из-за границы.
Несмотря на это АТОВАЗ по-прежнему является автогигантом, предприятий равных ему нет ни на территории России, ни за границей. Штат автоконцерна составляет 150 тысяч человек, в него входят как рабочие, занятые непосредственно сборкой машин, так и специалисты, занимающиеся разработкой и производством комплектующих. Массовые модели ЛАДА, такие как ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, переднеприводная Самара 2, ЛАДА 4х4, все десятое семейство ЛАДА Приора и многие другие, продолжают собираться в старых цехах. Немного лучше обстоят дела в новом цехе, который укомплектован современным конвейером Eisenmann и имеет проектную мощность 220 000 автомобилей в год. Число Калин, сходящих с нового конвейера в этом цехе, не дотягивает до запланированного количества. Существующий план строительства и запуска еще одного автозавода мощностью 450 тыс. машин в год так и остался в проекте. В настоящее время дальнейшая судьба завода зависит от развития сотрудничества с компанией Renault. Один из руководителей Alliance Renault-Nissan К. Гон заявил, что приоритетной будет стратегия по укреплению и дальнейшему развитию марки Лада. Как бы в подтверждение его слов, в 2012 году, наконец, стартовала ветка современного производства, предназначенная для выпуска автомобилей на платформе B0. Для повышения лояльности потребителя в производство тут же запустили совместно разработанный универсал ЛАДА Ларгус. Но так как на новой ветки параллельно выпускают еще и авто партнеров, то спрос этих Ларгусов значительно превысил предложения завода. Цены на него были изрядно завышены от опубликованных ранее и выросли бесконечные очереди у дилеров.
Государственная поддержка автомобилей ЛАДА
Вернемся немного в прошлое, когда в условиях кризиса в марте 2009 года руководство АВТОВАЗа приняло решение о сокращении производства и увольнении 3200 сотрудников предприятия. Вмешательство премьер-министра Владимира Владимировича Путина помешало осуществлению подобного шага. Он пообещал неслыханную для российского автопрома сумму в 115 млрд. рублей (почти 3,5 млрд. долларов США). Это, конечно, не слишком много, если сравнивать с государственной поддержкой GM, которая получила от американского правительства $13,4 млрд. Но, учитывая, что ГАЗ, ТагАЗ, «Соллерс» и другие получили от Путина все вместе 10 млрд. рублей, АВТОВАЗ оказался в привилегированном положении среди других участников отечественного рынка автомобилей. Хотя это не удивительно, ведь вместе все остальные компании производят столько же автомобилей, что и тольяттинский автозавод один.
На тот момент все ликвидные активы, в том числе денежные средства, готовая продукция, дебиторская задолженность составили 54 млрд. руб. В то же время предприятие имело краткосрочный долг перед держателями акций и банками кредиторами в размере 40 млрд. рублей, долг перед подрядчиками и поставщиками также составлял 40 млрд. рублей. Исправить ситуацию без государственной помощи не представлялось возможным.
По данным газеты «Ведомости» инвестиционная программа АВТОВАЗа на 2010 – 2012 год составила 80 млрд. рублей. Реализация программы подразумевала полную модернизацию базы поставщиков до соответствия с мировыми стандартами, выпуск новых моделей автомобилей к 2015 году. Кроме того, руководство автозавода раскрыло некоторые пункты своей антикризисной программы на 2009 год. Выполнение этой программы позволяет выйти на положительный денежный поток и восстановить операционную рентабельность. Ради этого АВТОВАЗ запланировал сократить внутренние запасы на сумму в размере 600 млн. руб. и запасы автомобилей на 70 тысяч единиц. Кроме того, в планах оговорена необходимость договориться с поставщиками о снижении цен на комплектующие детали на 10%, замене дорогих комплектующие на более дешевые. Данные меры, по подсчетам экономистов предприятия, должны дать экономию в 2 млрд. рублей. Завод запланировал также сократить денежные расходы на ремонтные работы, что позволит сэкономить еще 500 млн. рублей. И, наконец, снижение общих административных расходов даст экономию в 1,5 млрд. рублей.
В целях расширения рынка сбыта АВТОВАЗ начинает добиваться увеличения ввоза российских автомобилей в Узбекистан. В случае, если Узбекистан не пойдет навстречу автоконцерну в этом вопросе, Россия может ограничить ввоз на территорию страны собираемые в Узбекистане автомобили марки Daewoo.
В июле 2009 года акционеры волжского предприятия — инвестиционная компания «Тройка Диалог», госкорпорация «Ростехнологии» и корпорация Renault – подписали соглашения об увеличении уставного капитала, призванного позволить АВТОВАЗу выйти на новый современный уровень производства. В соответствии с этим соглашением, госкорпорация «Ростехнологии» внесет 770 млн. рублей, а Renault внесет в уставной капитал предприятия технологии и оборудование на сумму 240 млн. евро. В результате этой дополнительной эмиссии французские акционеры сохранят процент своей доли на прежнем уровне, доля Ростехнологии увеличится до 44%, а «Тройка Диалог» будет иметь 17,5%.
Для выхода из сложных условий были произведены изменения и в штатах менеджмента завода. На предприятии было сокращено количество топ менеджеров, в том числе и старшего вице-президента по финансам Фомина Сергея. 28 мая 2009 года руководством завода был подписан приказ о назначении на должности вице-президентов новых специалистов – Лобанова Олега и Хворостянова Григория. Лобанов стал старшим вице-президентом по экономике и финансам, а Хворостянов – вице-президентом по стратегии. Вице-президент по стратегии – новая должность и, таким образом, состав правления АВТОВАЗа расширился до 28 человек.
ЛАДА сегодня надежный партнер каждого пятого россиянина
Сегодня АВТОВАЗ постепенно возвращается к статусу высокодоходного предприятия. Обновленные конвейеры выпускают современные автомобили, в техническом плане не уступающие иностранным аналогам. Потребитель радуется новым моделям ЛАДА, а руководство завода лелеет новые перспективы. Все чаще СМИ сообщают об АВТОВАЗе в положительном ключе и народное мнение все больше склоняется в позитивную сторону. Не зря же по подсчетам производителя, на долю населения России приходится столько автомобилей ЛАДА, что ими можно обеспечить каждого пятого. Что ж, возможно новая программа развития даст свои запланированные результаты и к 2015 году отечественный автопром перестанет уступать иностранным конкурентам в качестве и количестве продаваемых автомобилей – LADA, наконец, займет заслуженное место на мировой арене.
Добавить комментарий